Сайт 4 класса

                      МБОУ "Байгильдинская СОШ"

           Канашского района Чувашской Республики

Программа работы с опекунской семьей

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Байгильдинская СОШ» Канашского района

 Чувашской Республики

 

 

 

 

Программа

работы с опекунской семьёй

 

  

 

 

Разработчик:

Иванова Людмила Валерьевна –

 учитель начальных классов

МБОУ «Байгильдинская СОШ»

Канашского района

 

 

 

  

 

 

Содержание программы:

 

 

  1. Пояснительная записка
  2. Список использованных ресурсов
  3. Приложение № 1. Мероприятия по реализации  программы

3.1.  Психолого-педагогическая компетентность.

3.2.  Сотрудничество.

3.3.  Статус.

  1. Приложение № 2.

4.1.  Тест «Общение в семье».

4.2.  Тест «Школьная тревожность».

4.3.  Тест «Уровень воспитанности».

4.4.  Анкетирование «Школа глазами родителей».

4.5.  Тест «Понимание в семье».

  1. Приложение №3. Ожидаемые значения индикаторов  для отслеживания выполнения программы.
  2. Приложение № 4.

6.1.  Игровой тренинг для учащихся и родителей.

6.2.  Схема занятия с родителями.

6.3.  Виды приглашений на родительские собрания.

6.4.  Тест для родителей.

 

 

  Пояснительная записка

В России с каждым годом увеличивается количество детей-сирот. Но в то же время наблюдается и рост семей, которые решились взять на себя заботу о воспитании детей по разным причинам, оставшимся без родительского тепла. На первый план в таких семьях выступают социально-психологические проблемы адаптации ребенка в новой семье в освоении им новых ролей, проблемы отношения приемных детей с родными детьми.

Быть опекуном на сегодняшний день непросто и ответственно. Поэтому государство оказывает разноплановую поддержку и помощь таким семьям. За последние несколько лет в России произошли уникальные случаи массового усыновления детей-сирот, которые доказывают эффективность политики регионов и государства.

Первый случай опекунства в нашем населенном пункте вызвал широкий и неоднозначный резонанс среди населения. Кто-то восхищался этим поступком, а кто-то не понимал и относился с пренебрежением.

Супруги Людмила и Юрий Филипповы приняли участие в решении проблемы, которая возникла в семье их знакомых. Ребенок потерял родителей. Встал вопрос о его дальнейшей судьбе. Филипповы, не раздумывая, решили оформить на него опекунство. Так  в их семье появился еще один ребенок – Руслан, а в моем классе – новый ученик.

Появление ребенка в семье – всегда приятный момент. Но что делать и как быть, если появился  ребенок уже не маленький, а семилетний и, к тому же, со своими привычками и проблемами. Часто мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда родители не обращаются за консультацией и  помощью к учителям. Да и учителя не всегда готовы  решить проблемы, связанные с воспитанием приемного ребенка. А как показывают данные статистики, семей, желающих взять детей-сирот на воспитание,  с каждым годом становится всё больше и больше. Но, к сожалению, не все справляются с этой ответственностью. И бывают печальные случаи, когда семьи возвращают детей обратно в интернат. Не помогают и специальные курсы, которые проходят приемные родители.

Опекунским семьям нужно не только восхищение их поступком, но и конкретная помощь со стороны государства и общественности,  социальных педагогов, психологов и, конечно же, педагога и школы.   Для успешного решения этой проблемы педагогам нужны специальные методические разработки, программы, которые позволили бы  опекунам получить практические советы, касающиеся поведенческих, учебных и эмоциональных проблем с приемным ребенком. В своей педагогической деятельности мне впервые пришлось столкнуться с такой ситуацией. Возникли многочисленные вопросы и проблемы, которые требовали системного подхода.

Для выхода из данной ситуации, дальнейшую деятельность удобно было планировать в виде программы.

Программу работы с опекунской семьей я назвала «Мы вместе».

Цель программы: повышение психолого-педагогической компетентности опекунов, способствующей оптимизации отношений между ребенком и семьей

Задачи:

·         Дать элементарные психолого-педагогические знания опекунам

·         Вовлечение опекунов в учебно-воспитательный процесс и овладение навыками конструктивного взаимодействия и общения

·         Снижение уровня ситуативной тревожности

·         Содействие в повышении социального статуса опекунской семьи

Программа предоставляет возможность:

·         использовать потенциал семьи для развития ребёнка

·         создать родительскую сеть взаимопомощи

·         опекунам расширить знания в области детской педагогики и психологии

·         устанавливать сотрудничество между семьей и школой

·         получить опекунам и ребёнку практический опыт  совместной деятельности

·         возрождения нравственной ценности семьи как духовной общности, хранительницы народных традиций и культуры 

 

Сроки реализации программы 2 года.

 

Программа включает следующие направления:

 

Мы вместе

 

Психолого-

педагогическая компетентность

 

Сотрудничество

 

Статус

 

Диаграмма1. Направления работы программы

 

·         Психолого-педагогическая компетентность: овладение опекунами элементарными психолого-педагогическими знаниями

·         Сотрудничество: взаимодействие и сотрудничество опекунов с классным руководителем ребенка, с учителями-предметниками, с членами родительского комитета класса, с социальным педагогом, с медицинскими работниками, с общественностью, с представителями органов социальной защиты.

Статус:  помочь опекунам найти единомышленников, повысить социальный статус опекунской семьи

       Каждое направление включает комплекс мероприятий. (Приложение №1 к программе).

 

 Формы и методы работы с опекунами:

·                   Беседа

·                   Консультация

·                   Анкетирование

·                   Тестирование

·                   Общешкольные и классные родительские собрания

·                   Посещение семьи опекунов

·                   Родительские конференции по обмену опытом воспитания

·                   Вечера вопросов и ответов

·                   Круглый стол

·                   Совместные внеклассные мероприятия, походы, экскурсии

·                   Экспрессивные методы творческого самовыражения в движениях, в рисунках, в письменных и творческих работах.

·                   Методы социально-педагогического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем; метод анализа конкретных ситуаций; игровое моделирование; игры и упражнения разной направленности; психологические этюды.

Методики проведения некоторых форм работы даны в приложении №4.

 

 

Общественность

 

 

Медицинские работники

 

 

Органы социальной защиты

 

 

 

Социальный педагог

 

 

Родительский комитет класса

 

 

 

Совет школы

 

 

 

Классный руководитель

 

 

 

Учителя предметники

 

 

 

Диаграмма 2. Сотрудничество

.

Для отслеживания результатов программы и дальнейшей её корректировки удобно использовать следующие методы и приемы:

1.      Тест «Общение в семье» (приложение 2а, автор Т. В. Степанова)

2.      Тест тревожности (приложение 2б, методика Филлипса)

3.      Мониторинг успеваемости ребенка (средний балл за четверть)

4.      Тест «Уровень воспитанности» (приложение 2в, автор Ю. В. Васильев)

5.      Анкетирование «Школа глазами родителей» (приложение 2г)

6.      Тест «Понимание в семье» (приложение 2д, автор С. П. Акутина)

Описание методик  проведения исследований приведены в приложении №2.

Любая программа, какой бы идеальной она не была, предполагает риск. То есть отклонение или несоответствие ожидаемым результатам. Для минимизации рисков регулярно будет проводиться диагностика и сравнивание с прогнозируемыми результатами. (Приложение №3) В таком случае мероприятия будут корректироваться.

 

Программа предусматривает следующие риски:

1.      Опекуны не сумеют применить полученные знания, умения и навыки при конфликтах, возникающих в ходе нормальной семейной жизни.

2.      Опекуны не будут сотрудничать с классным руководителем ребенка.

3.      Опекуны не смогут построить дружеские и доверительные отношения с ребенком.

 

 

 

Ресурсы

Административные ресурсы: директор, заместитель директора по ВР.

Правовые ресурсы: Федеральные закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей »

Материальные ресурсы: помещения для встреч и проведения групповых занятий с учащимися.

Финансовые ресурсы: обеспечение необходимыми материалами силами родительского комитета, школы.

Интеллектуальные ресурсы: специалисты центра МПСС, классный руководитель, социальный педагог, родители, педколлектив, представители органов социальной защиты.

Нравственно-волевые ресурсы: нравственные установки, активная жизнь, осознанный выбор.

Ресурсы кооперируются на основе сотрудничества, взаимопомощи.

 

 

Методические рекомендации.

При выполнении программы необходимо вести дневник наблюдения, вносить наиболее важные примечания. На собраниях говорить о достижениях совместной работы, поощрять за достигнутые успехи.

 

Список использованных ресурсов:

 

  1. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. – Спб. – М.: Университетская книга – АСТ, 1996.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, Сфера, 2003.
  3. Гордон Т. Повышение родительской эффективности. Екатеринбург: АРД Лтд, 1997.
  4. Дереклеева Н. И.: 1- 4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  5. Кипнис М. Тренинг коммуникации (серия «Действенный тренинг»). М.: «Ось-89», 2004.
  6. Кипнис М. Тренинг творческого мышления(серия «Действенный тренинг»). М.: «Ось-89», 2004.
  7. Кипнис М. Тренинг семейных отношений (серия «Действенный тренинг»). М.: «Ось-89», 2004.
  8. Колорозо Б. Дети  этого достойны только потому, что  они дети. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
  9. Обухова Л. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  10. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2001.
  11.  Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.
  12. «Семья. Прочность, цель и назначение». Московская педагогическая академия. Изд.2-е.М.: 2008.
  13. «Социальная поддержка семей с детьми в Чувашской Республике» (информационно-правовой справочник) Чебоксары. 2007.
  14. Журнал «Классный Руководитель» 2005 – 2008 г.г.
  15. Журнал «Воспитательная работа в школе» 2005 – 2008 г.г.
  16. www.profjob.ru/vacancycart/44612
  17. www.rosbaltnord.ru/2007/10/26/425980.html
  18. www.aro.ru/index.php?lg=1&aro=392
  19. www.disserr.ru/contents/120699.html
  20. www.sirotstvo.ru/news/volgograd/volgograd01-11-2005.htm
  21. http://www.sibvido.ru/

 

 

                                                                                       Приложение №1

 к программе работы с опекунской семьей

 

 

Мероприятия по реализации программы

 

 «МЫ ВМЕСТЕ»

Психолого-педагогическая компетентность

 

 

Мероприятие

 

 

Сроки

 

Форма участия семьи опекунов

 

Индивидуальная беседа с опекунами «Трудности адаптации младших школьников»

 

Посещение школы, беседы с социальным педагогом и классным руководителем ребенка.

 

Родительское собрание  «Заповеди разумного воспитания»

 

Присутствие на собрании. Дискуссия среди родителей «Нам нужен совет»

 

Посещение  на дому

 

Вопросы по интересующим проблемам

 

Родительское собрание «Стили семейного воспитания»

 

Присутствие на собрании. Участие в анкетировании «Стиль воспитания моей семьи»

 

Родительская конференция «Поощрение и наказание как методы воспитания»

 

Присутствие  на конференции.  

 

Классный час «Развитие творческих способностей ребенка»

 

Присутствие на мероприятии. Помощь ребенку в подготовке художественного номера к конкурсу.

 

Семинар для родителей «Авторитет родителей в семье»

 

Присутствие на семинаре. Помощь в подготовке инсценировок.

 

Родительское собрание класса «Режим дня младшего школьника»

 

Присутствие на собрании. Рассказ опекунов о необходимости примера здорового образа родителей.

 

Круглый стол «Нужно ли помогать ребенку делать домашнее задание»

 

Участие в мероприятии.

 

Тренинг «Семейные ситуации»

 

Участие в тренинге. Помощь в подготовке инсценировок.

 

Лекция «Убеждение и требование как средства организации жизни ребенка»

 

Присутствие на лекции.

 

Родительское собрание «Как уберечь ребенка от насилия?»

 

Присутствие на собрании. Беседа с опекунами о том, как чувствует себя ребенок в новой школе, как им поступить, если его обижают в школе.

 

Вечер вопросов и ответов «О роли отца и матери в семье, их совместному влиянию на становление личности ребенка»

 

Присутствие на вечере. Рассказ о своем семейном опыте преодоления кризисных ситуаций.

 

Тренинг эффективного поведения родителей с младшими школьниками

 

Участие в тренинге.

 

Читательская конференция по книге Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»

 

Предложить выступить опекунов по наиболее заинтересовавшим главам книги.

 

Родительское собрание класса «Правила борьбы с телеманией»

 

Присутствие на собрании, участие в беседе о том, как бы они сумели отвлечь ребенка от чрезмерного просмотра телепередач.

 

Родительское собрание класса «Как правильно организовать летний отдых детей»

 

Присутствие на собрании. Подготовить ребенка к посещению школьного летнего оздоровительного лагеря.

 

 

 

Сотрудничество

 

Мероприятие

 

 

Сроки

 

Форма участия семьи опекунов

 

Примечание

Тренинг общения 

« Знакомство с классом»

 

Участие в тренинге. Знакомство с коллективом  класса.

 

Праздник «Новогодняя гостиная»

 

Присутствие на мероприятии. Помощь в приготовлении карнавального костюма для  ребенка.

 

Тренинг общения «Что такое счастье?»

 

Участие в тренинге. 

 

Консультация с педиатром   по вопросам здоровья ребенка

 

Встреча и консультация с педиатром

 

День открытых дверей в школе

 

Посещение уроков. Беседа и консультация  с учителем.

 

Папа, мама, я – спортивная семья

 

Участие семьи  в спортивной эстафете.

 

Праздник «День семьи»

 

Помощь в организации праздника. Подготовка художественного номера к концерту.

 

Заседание родительского комитета класса. Выборы членов родительского комитета класса.

 

Присутствие на заседании. Участие в планировании работы РКК на  год.

 

 

Презентация «Моя семья»

 

Помощь ребенку в оформлении презентации «Мои родные»

 

Родительское собрание по итогам  четверти.

 

Присутствие и активное участие на собрании

 

Неделя творчества родителей в классе «Сами с усами»

 

Участие в выставке творчества родителей класса

 

Индивидуальные консультации опекунов с социальным педагогом по вопросам поведения ребенка

 

Постоянные консультации с социальным педагогом

 

Индивидуальные консультации опекунов с учителями-предметниками по вопросам успеваемости

 

Регулярное посещение уроков

 

Экскурсия

 

Помощь в организации и проведении экскурсии.

 

Заседание родительского комитета класса

 

Участие в заседании.

 

Составление альбома «Летопись класса»

 

Помощь в составлении альбома, в  организации концерта, посвященному окончанию начальных классов.

 

Экскурсия.

 

Помощь в организации поездки. Опекуны участвуют в экскурсии.

 

 

 

 

 

 

 

Статус

 

 

Мероприятие

 

 

Сроки

 

Форма участия опекунов

 

Примечание

 

Родительское собрание  «Значение семейного воспитания»

 

Присутствие и активное участие.

 

Круглый стол «Секреты счастливой семьи»

 

Участие, рассказ о своих семейных секретах.

 

Родительское собрание

 «Плюсы и минусы опекунской семьи»….

 

Выступление на собрании. Рассказ о плюсах и минусах, которые они видят в опекунстве.

 

Творческий конкурс «Подарок папе»

 

Помощь ребенку в подготовке подарка отцу.

 

Конкурс «Супермама»

 

Подготовка и участие в конкурсе

 

  Беседа с родителями «Причины и последствия детской агрессии»

 

Обсуждение беседы

 

Вечер семейной самодеятельности, посвященной Дню семьи

 

Подготовка номеров для участия в самодеятельности

 

Читательская конференция по книге московской педагогической академии «Семья, прочность, цель и назначение»

 

Присутствие на конференции, участие в обсуждении

 

Лекция «Взаимоотношение поколений в семье»

 

Присутствие на лекции

 

Вечер чтения по книге И.Я. Яковлева «Детские годы. Детство в семье приемных родителей»

 

Присутствие и участие на вечере

 

Диспут по статье

 «Усрав  ача» опубликованной в газете «Хыпар»  в1994 году

 

Активное участие в диспуте

 

Выступление опекунов на родительском собрании класса с докладом «Семейные традиции и их влияние на воспитание»

 

Выступление с докладом

 

Родительская конференция «Есть ли место милосердию в ХХI веке?»

 

Присутствие на конференции

 

Круглый стол по обмену опытом воспитания детей

 

Выступление, рассказ о воспитании приемного ребенка

 

Семейный праздник

 «А вам слабо?»

 

Активное участие на празднике

 

Семейный вечер караоке

 

Помощь  в подборе песен и выступлении

 

Экскурсия «Мой родной край»,

 

Помощь в организации поездки. Опекуны участвуют в экскурсии.

 

 

 

 

 

к программе работы с опекунской семьей

 

 

Тест

« Общение в семье»

автор Т. В. Степанова

При заполнении анкеты проставьте знак  «+» в соответствующей графе.

 

Вопросы

Ответы

 

 

 

Да

Нет

Иногда, отчасти.

1

Считаете ли вы , что в вашей семье есть взаимопонимание с ребенком?

 

 

 

2

Говорит ли с вами ребенок «по душам», советуется ли по личным делам?

 

 

 

3

Интересуется ли он вашей работой?

 

 

 

4

Знаете ли вы друзей вашего ребенка?

 

 

 

5

Бывают ли они у вас дома?

 

 

 

6

Участвует ли ваш ребенок вместе с вами в домашних делах?

 

 

 

7

Есть ли у вас с ним общие занятия. увлечения?

 

 

 

8

Проверяете ли вы. как он учит уроки?

 

 

 

9

Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам?

 

 

 

10

Предпочитает ли ребенок, чтобы вы были с ним в детские праздники или хочет проводить их «без взрослых»?

 

 

 

11

Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные книги?

 

 

 

12

А телевизионные передачи и фильмы?

 

 

 

13

Бываете ли вы  вместе с ним в театрах, музеях, на выставках и концертах?

 

 

 

14

Участвуете ли вы вместе с ребенком в прогулках, туристических походах?

 

 

 

15

Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ним или нет?

 

 

 

 

Оценка результатов анкеты.

 

      За каждое «да» ставится 2 балла, за каждое «иногда, отчасти»- 1 балл, за «нет» -0. Далее подсчитывается количество набранных баллов.

      Более 20 баллов. Ваши отношения с ребенком в основном можно считать благополучными.

      От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но не- достаточно многосторонние.

      Менее 10 баллов. Ваши контакты с ребенком явно  недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения

 

 

Приложение 

к программе работы с опекунской семьей

 

Тест

«Школьной тревожности»

 по методике Филлипса

     Тест школьной тревожности Филлипса  предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанный со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

 

            Описание.

            Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитать школьникам, а можно и предложить в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да».

 

            Инструкция.

            Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренно и правдиво, здесь нет верных или неверных  хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

            На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «Да», если вы согласны с ним, или «Нет», если не согласны.

 

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от  того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том,  не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило,  не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем как начать задание7
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли о том, хорошо ли ты с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по- дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно , если знаешь, что результаты твоей работы будут сравнивать в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли себя чувствуешь с тем из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что- то, что тебя задевает7
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем как к тебе относятся учителя7
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими- то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как  к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше. Чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание,, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед  всем классом?

 

Обработка и интерпретация результатов.

      При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста (табл.27, 28). Например, на 58 вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует ответ «Нет». Ответы , не совпадающие с ключом, - это проявление тревожности. При обработке подсчитывается:

  1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
  2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутренне эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных  синдромов (факторов) и их количеством.

 

Распределение вопросов по факторам

Фактор

Номера вопросов

1. Общая тревожность в школе.

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48. 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58. ? =22

2. Переживание социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44.

 ?  =11

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43.

?=13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45.

?=6

5.Страх ситуации проверки знаний.

2. 7, 12, 16, 21, 26.

= 6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

38, 13, 17, 22.

 =5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

9, 34, 18, 23, 28.

 =5

8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

26, 11, 32, 35, 41, 44, 47.

 =8

 

Ключ к вопросам теста школьной подвижности.

1-

18-

35+

52-

2-

19-

36+

53-

3-

20+

37-

54-

4-

21-

38+

55-

5-

22+

39+

56-

6-

23-

40-

57-

7-

24+

41+

58-

8-

25+

42-

 

9-

26-

43+

 

10-

27-

44+

 

11+

28-

45-

 

12-

29-

46-

 

13-

30+

47-

 

14-

31-

48-

 

15-

32-

49-

 

16-

33-

50-

 

17-

34-

51-

 

 

Примечание. «+» - Да;  «-» - Нет.

 

 

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

 

  1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

 

  1. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками)

 

  1. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический  фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

 

  1. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

 

  1. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

к программе работы с опекунской семьей

 «Мы вместе»

 

Тест

 «Уровень воспитанности»

по методике Ю. В. Васильева

 

            Для определения уровня воспитанности школьника  предлагается оценочный лист, в котором субъекты оценивания ( сам школьник, семья, одноклассники и классный руководитель) оценивают его по каждому качеству личности. По тому или иному качеству личности и показателю воспитанности выводятся средние баллы:

 

Арифметическая сумма средних оценок

показателей воспитанности

Уровень воспитанности

Число показателей воспитанности

 

Высокий уровень – 5 баллов

Выше среднего уровень – 4 балла

Средний уровень – 3 балла

Низкий уровень – 2 балла

 

Показатели воспитанности

Качества личности

Оценивание в баллах

Средняя оценка

2

3

4

5

Свобода личности

Дисциплина

 

 

 

 

 

Самостоятельность

 

 

 

 

 

Честность

 

 

 

 

 

Уважение к себе

 

 

 

 

 

Здоровый образ жизни

 

 

 

 

 

Гуманность

Доброта

 

 

 

 

 

Милосердие,  сочувствие

 

 

 

 

 

Скромность

 

 

 

 

 

Терпимость

 

 

 

 

 

Готовность оказать помощь

 

 

 

 

 

Стремление к миру

 

 

 

 

 

Понимание чувств других

 

 

 

 

 

Духовность

Понимание ценности человеческой жизни

 

 

 

 

 

Потребность в красоте

 

 

 

 

 

Потребность в общении

 

 

 

 

 

Творчество

Развитые способности

 

 

 

 

 

Ум

 

 

 

 

 

Фантазия

 

 

 

 

 

Практичность

Трудолюбие

 

 

 

 

 

Хозяйственность

 

 

 

 

 

Хорошие манеры

 

 

 

 

 

Суммарно все показатели воспитанности

Общий уровень воспитанности личности

 

 

 

 

 

 

Приложение 

к программе работы с опекунской семьей

 

Анкетирование

 «Школа глазами родителей»

  1. Уверены ли вы, что ваш ребенок чувствует себя в школе комфортно?

                  Да                           

Нет

  1. Учитываются ли в школе индивидуальные особенности ребенка?

                  Да                           

Нет

  1. Уверены ли вы, что, обучаясь в этой школе, здоровье вашего ребенка не ухудшиться?

                  Да                             

Нет

  1. Уверены ли вы, что в процессе обучения ребенок не повторял интерес к учебе?

                  Да                             

Нет

  1. Уверены ли вы, что вашего ребенка в данной школе научат учиться и что школа заинтересована в том, чтобы хорошо учился?

Да                               

Нет

  1. Учителя осуществляют своевременный контроль за результатом обучения моего ребенка:

Да                                

Нет

  1. Как вы оцениваете материально-техническую базу школы:

А) достаточная

Б) не очень хорошая

В) достаточная, но педагоги не достаточно используют МТБ в процессе обучения

8.  Довольны ли вы обеспечением горячего питания в школе?

Да

Нет

  1. Учитывает ли администрация школы в организации своей деятельности мнение общественности и родителей?

Да

Нет

  1. В достаточной ли степени получаете информацию о деятельности школы и об основных событиях в ней?

Да

Нет

  1. Как вы оцениваете микроклимат школы?

Да

Нет

  1. Какой бы вы выбрали профиль обучения для своего ребенка?

А) физико-математический

Б) гуманитарный

В) химико-биологический

Г) технологический

Д) физкультурный

13. Ваши советы и пожелания школе:

 

 

Приложение 

к программе работы с опекунской семьей

 

Т Е С Т

 для родителей

«Понимание в семье»

Автор: С.П. Акутина

 

            Перед вами десять обыденных, часто встречающихся в жизни ребенка ситуаций. Из предложенных ответов выберите те, которые в наибольшей степени отвечают стилю Вашего воспитания, и подсчитайте очки.

 

1. Ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только не случается - то вернется домой с разорванными штанами, то с синяком…

-  вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете компресс - З очка;

- оказываете помощь ребенку, но журите, говорите, что в один прекрасный день его шалости могут дорого ему обойтись - 0;

- вообще не обращаете на него внимания, пусть все сделает сам - 5.

 

2. У ребенка есть друзья, но они непослушны, дурно воспитаны...

-  вы разговариваете с их родителями - 2 очка;

-  зовете детей в дом, стараетесь повлиять на них - 5;

-  объясняете своему ребенку, в чем состоят недостатки его друзей, что они для него плохой пример - 0.

 

3.Ребенок любит играть, но не умеет проигрывать...

-  вы ничего не предпринимаете, пусть ребенок научится проигрывать - 0 очков;

-  отказываетесь играть с ним, пока он будет так болезненно воспринимать поражения - З;

-  умышленно создаете такую ситуацию,   при которой   ребенок научился бы проигрывать - 5.

 

4. Ваш ребенок мог бы играть все 24 часа в сутки. По вечерам он вообще не хочет идти спать...

-  вы объясняете, как важен сон - З очка;

- позволяете, чтобы ребенок ложился, когда захочет, но утром заставляете вставать вовремя - 5;

- укладываете его в постель в определенное время и оставляете одного - 0.

 

5. Детских телепередач ребенку уже недостаточно, он может смотреть телевизор целый день...

-  после детской программы ребенок ложится спать, а Вы включаете телевизор после того, как он заснул - 0 очков;

-  говорите с ним о том, что ему можно смотреть, а что нет, так, чтобы он понял - 2;

-  выбираете для него некоторые передачи - З;

-  определяете, сколько часов ребенок может смотреть телевизор, но он сам может решить, когда и что смотреть - 5.

 

6. Ребенок ваш достаточно дерзок, за словом в карман не полезет...

- объясняете, что такое поведение неприлично, что люди его за это строго осудят – 5 очков;

-  запрещаете ему дерзить и строго наказываете за ослушание - 0;

-  каждый день, когда он ведет себя прилично, поощряете его - 3.

7. Вашему ребенку еще немного лет, а он уже интересуется девочками/мальчиками...

-  оставляете все как есть - З очка;

-  пытаетесь пресечь детскую влюбленность, если она проявляется -  0;

- по-деловому объясняете, что такое любовь и какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной - 5.

 

8. Другие дети преследуют Вашего ребенка: бьют его, насмехаются над ним...

-  учите его давать сдачи - 5 очков;

-  разговариваете с родителями этих детей - 3;

-  делаете так, чтобы Ваш ребенок избегал контактов с такими детьми - 0.

 

9. Вы создаете старшему сыну/дочери все необходимые условия. Но он/она ничего не ценит, обижает младшего брата/сестренку...

-  в присутствии младшего ребенка призываете его к благоразумию - 5 очков;

-  уделяете сыну/дочери большее внимание, независимо от того, что он/она старше - З;

-  вообще не вмешиваетесь - 0.

 

10. Ваш ребенок грубит, не способен сопереживать, нападает на других детей...

-  вы считаете: как он относится к другим, так и Вы к нему, чтобы он на своем опыте мог оценить собственное поведение - 0 очков;

-  стремитесь оказать ему большее внимание, чем до сих пор - 5;

-  запрещаете ему смотреть фильмы, где показывают насилие и убийства - 2.

 

            От 0 до 18 очков. Вы воспитываете своего ребенка для жизни, которой Вы жили и живете сами, по своему образу и подобию, как будто он не принадлежит к другому поколению. Вы забываете, что в третьем тысячелетии решающими будут уверенность в себе, самостоятельность, творческие способности. Вашему ребенку потребуются эти качества, но Вы не развиваете их в нем, не видите, что жизнь идет вперед и меняется.

            От 19 до 35 очков. Вы еще недостаточно задумываетесь над обстановкой, в которой будет жить Ваш ребенок. Однако надо отдать Вам должное: Вы стремитесь быть современными, не используете стереотипные методы в воспитании, считаете, что лучше всего, если ребенок сам научится решать многие проблемы; Вы предоставляете ему достаточную свободу, не стремитесь, чтобы он слепо подчинялся авторитету взрослых. И все же подготовка Вашего ребенка к самостоятельной жизни недостаточна. Вы слишком слабо развиваете в нем самостоятельность мышления, уверенность в себе. Хотя Вы не хотите, чтобы Ваш ребенок слепо Вас слушался, не исключено, что он не сможет в достаточной мере выработать собственные взгляд.

            От 36 до 50 очков. Вы верите, что Ваш ребенок станет жить в мире, в котором царят доброта, справедливость, ценится инициатива, а эгоизм осуждается. В мире, где уважают ум, независимое мышление, откровенность, собственное мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

к программе работы с опекунской семьей

 

 

Ожидаемые значения индикаторов  для отслеживания выполнения программы

 

Индикаторы

До начала выполнения программы

Дата

   Мониторинг успеваемости                                     

 

 

Понимание в семье

 

 

 

Уровень тревожности (%)

 

 

Уровень воспитанности

 

 

Общение в семье

 

 

Контакты с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровой тренинг для учащихся и родителей.

 

Занятие 1

 

            Задание 1. Родителям и детям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге и представить ее всем вместе. Время выполнения задания – 5-6 минут.

Задание 2. Участникам игрового тренинга необходимо придумать себе новое имя на время занятий. Каждый выбирает себе то имя, которое наиболее понравилось. Время выполнения задания – 6-7 минут.

            Задание 3. Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Затем тренер предлагает поиграть в игру, в ходе которой  он называет начало фразы, а взрослые и дети должны ее продолжить. Например, «в детстве можно…» (драться, играть, весело жить, плакать и т.д.). Если кто-то с аргументом «драться» не согласен, он хлопает в ладоши. Затем точно также необходимо выполнить это задание, но с фразы «в детстве нельзя…» Время выполнения задания – 5-6 минут.

            Задание 4. В круг поочередно  вызываются взрослые и подростки, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: «1,2,3 – слезами горю помоги!» Тот  человек, на которого пал выбор. должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время выполнения задания – 10 минут.

Задание 5. Участникам группы нужно  объединиться и  в течение короткого времени создать на листе ватмана рисованный рассказ на тему «Жила – была кошка». Время выполнения  задания – 5-6 минут.

 

            Ритуал прощания. Дети и взрослые поворачиваются друг к другу лицом и говорят: «Спасибо за то, что ты был все это время рядом», затем пожимают друг другу руки.

 

Занятие 2

 

Задание 1. Участники тренинга усаживаются по кругу и выполняют задание под названием «Приветик». Каждый из участников должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом человеку, закончив его фразой: «Это мой тебе приветик». Время выполнения задания 3 минуты.

            Задание  2. Участникам группы необходимо инсценировать нарисованный рассказ «Жила-была кошка». Время выполнения задания – 10 минут.

            Задание 3. Участникам предлагается немного пофантазировать и представить себе, что им предоставляет возможность полететь на Марс. Они могут взять с собой только один одушевленный предмет, один неодушевленный предмет и одну памятную вещь. время выполнения задания – 10 минут.

            Задание 4. Участники работают в парах и разыгрывают пантомиму «Яма». Человек шел по улице и, не заметив яму, свалился в нее. Проходящий мимо другой человек… Участникам нужно изобразить в пантомиме, чем закончилась эта история. Время выполнения  задания – 6-7 минут.

            Задание 5. «Подарки». Каждый участник группы отмечает день рождение и получает подарки от друзей. Ведущий вызывает именинника в центр игровой комнаты, и все вручают ей импровизированные подарки с добрыми пожеланиями. Время выполнения – 3-4 минуты.

 

 

Задание 3

 

            Задание 1. Игра с мячом.

Участники группы должны передавать мяч друг другу, высказывая только слова одобрения, даже если у кого-то  что-то не получается. Мяч передается друг другу по кругу над головой, ногами, вывернутыми за спину руками. Время выполнения задания – 6-7 минут.

            Задание 2. «Что мне нравится и не нравится».

Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы: «Я не люблю, когда…» и « Я  люблю, когда…» Время выполнения задания – 5 минут.

Задание 3. «Зеркало».

Участникам предлагается разбиться на пары и попеременно демонстрировать с помощью мимики определенные эмоции и чувства: радость, печаль, злобу, доброту и т.д. Каждый участник должен определить какая эмоция выражалась.  Время выполнения задания – 7-8 минут.

            Задание 4. « Праздник в доме»

Участникам необходимо выполнить групповое задание. Они должны   нарисовать на листе ватмана новогоднюю елку и совместными усилиями украсить ее к празднику. Желательно, чтобы это задание выполняли дети совместно со своими родителями.

            Задание 5. «Перепевки».

Участники разделяются на две команды: подростки и родители. Команда подростков поет «взрослые» песни, а команда родителей – «детские» песни. Участки исполняют песни по очереди до первого поражения. Время выполнения – 7 минут.

Ритуал прощания.

 

 

Занятие 4

 

            Задание 1. «Лучик доброты».

Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучку  и почему. Время выполнения задания – 8 минут.

            Задание 2. Игра «Королевство».

Ведущий предлагает провести игру «Королевство». С помощью группы он определяет ведущие должности и роли в королевстве. Затем группа определяет, кто из ее членов какую должность  должен занимать в королевстве, и приводит свое обоснование выбора. Время выполнения задания - 10 минут.

            Задание 3. Игра «Колдовство».

Игра проводится в парах (по выбору). Один человек играет роль заколдованного принца или принцессы, А другой -  должен его расколдовать. Для  этого можно использовать слова и жесты (на выбор). Время выполнения задания – 6 минут.

            Задание 4. Игра «Паровозик».

Группа становится в шеренгу друг за другом и выбирают машиниста. Машинист дает свисток и группа отправляется в путь. Машинист становится во главе шеренги. Его главная задача – уверенно управлять группой и не сбиться с пути. Задача группы – помогать паровозику, маневрировать, чтобы никого не потерять в пути. Время выполнения - 10 минут.

            Задание 5. «О чем я мечтаю».

Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу.

Ритуал прощания.

 

 

Занятие 5.

 

Задание 1. «Радость – грусть».

Членам группы предлагается продолжить следующие фразы: «Мне радостно, когда…», «Мне грустно, когда…». Время выполнения задания – 6-7 минут.

Задание 2. «Подарок на память».

Каждый член группы готовит любимому участнику подарок на  на память. Это может быть рисунок, стихотворение, песня и т.д. Время выполнения задания – 10 минут.

Задание 3. «Незабудки».

Участники группы  садятся друг за другом и пишут друг другу пожелания, водя пальцем по спине. Каждый член группы, не задавая вопросов, должен догадаться, какие слова пишет сидящий за ним человек. Время выполнения задания – 10 минут.

Задание 4. «Портрет на память».

Участники получают большой лист ватмана и рисуют коллективный портрет своей группы. Портрет можно будет повесить в кабинете психологии, предварительно проанализировав результаты совместного рисования детей и родителей. Время выполнения задания – 15 минут.

Задание 5. «Из личного сундучка».

Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни, перечислить. Время выполнения задания – 6-7 минут.

 

 

Ритуал прощания.

Члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый ставит свою подпись, и каждый пишет самое значимое и важное, по их мнению, слово для каждого человека. Например: «Держись!», «Будь добрее!» и др. Если классный руководитель считает главной задачей воспитательной работы  в школе сплочение детского коллектива, формирование положительной эмоциональной атмосферы, то тренинговая работа будет тому больше подспорьем.

В групповые тренинги нужно привлекать и трудных детей, и  одаренных, а так же детей, тяжело переживающих семейные драмы и часто болеющих. Практика показывает, что после тренинга, который проводит классный руководитель и психолог, многие ребята резко меняются  в лучшую сторону, у них появляется мотивация учения, интерес к жизни, желание стать лучше.

Большое значение такая работа имеет и для классного руководителя. Он близко узнает учащихся, имеет возможность познакомиться с семейной ситуацией, наблюдая за родителями и детьми в неформальной обстановке.

Каждое тренинговое занятие должно анализироваться, и только после тщательного анализа классный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий. Если тренинг ведет психолог, то уместно обсудить с ним полученные результаты и определить набор заданий для нового тренинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4б

к программе работы с опекунской семьей

 

Схема занятий с родителями

 

1. Формирование темы занятий, основных целей.

 

 

 

      9. Домашнее задание

 

 

 

8. Заключительная

часть

 

 

 

 

7. Система упражнений

 

 

 

6. Активная беседа

 

 

 

5. Лекция

 

 

4. Отработка полученных навыков через упражнения

 

 

 

 3. Основная часть

 

2. Психологическая

разминка

 

 

 

Схема  занятий с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможны варианты или другая комбинация, в зависимости от темы занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4в

к программе работы с опекунской семьей

 «Мы вместе»

 

Виды приглашений на родительские собрания. 

Приложение 4в

к программе работы с опекунской семьей

 

Родительское собрание «Мудрые заповеди народной педагогики»

                                                                                          Состоится_____________________

 

                                           Уважаемые Родители!

Приглашаю Вас к доверительному разговору о том, как быть ближе к своим детям.

                                                                                          Классный руководитель_________

 

 


Схема  занятий с родителями.

Приглашаю Вас к диалогу__________________________числа.

  

У семьи и школы одни беды и проблемы. Давайте искать совместные пути их решения на родительском собрании.

                                                                

                                              С уважением  классный руководитель______________________

 

Приглашение

Уважаемые родители!

Если Вас интересует тема «Воспитание детей в современной семье», приходите на родительское собрание и Вы узнаете, правильна ли Ваша позиция по отношению к детям.

                                 Классный руководитель________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4г

к программе работы с опекунской семьей

 

к

Т ест

   для родителей

«Понимаете ли Вы своего ребенка?»

Автор: С.П. Акутина

 

Я знаю, кто его/ее лучший друг:

1) совершенно точно,

2) приблизительно,

3) не знаю.

 

Мой сын/дочь поссорился со своим лучшим другом:

4) делаю вид, что ничего не замечаю,

5) сразу же подробно обо всем расспрашиваю,

б) проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда заговорит сам.

 

Как обо мне думают его/ее друзья?

7) положительно,

8) меня это не интересует,

9) не очень хорошо.

 

Как я отреагирую, если у моего сына/дочери появится взрослый друг/подруга вне семьи?

10) отрицательно.

11) постараюсь узнать его/ее поближе,

12) все оставлю на его/ее усмотрение.

 

Узнав, что друг/подруга моего сына/дочери вел себя недостойно:

13) запрещу дружить,

14) обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому сделать вывод,

15) не обращу внимания.

 

Был ли у меня самого/самой в жизни хороший друг/подруга?

I6) был,

17) не был,

18) не могу сказать.

 

Я запрещу сыну/дочери дружить с каким-то конкретным человеком, если:

19) он плохо влияет на сына/дочь,

20) его авторитет в глазах ребенка выше, чем мой,

21) он не соответствует моим представлениям о друге. друзья сына/дочери пришли к нам домой и скучают.

 

Могу ли я чем - нибудь пробудить их интерес?

22) в большинстве случаев могу,

23) это удается только иногда,

24) вообще не удается.

 

Сын/дочь рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой:

25) всегда подробно,

26) не рассказывает совсем,

27) рассказывает только об отдельных случаях.

 

Лучший друг/подруга сына/дочери выразил желание участвовать вместе с вашей семьей в летнем путешествии или в какой-то другой поездке:

28) радуюсь

29) категорически возражаю

30) мне все равно

 

            Подсчитайте баллы за каждый ответ: 1—56, 2—36, 3—06, 4—26, 5—06, 6—56, 7—56, 8 – 3б, 9—1б, 10—0б, 11—56, 12—26, 13—16, 14—56, 15—16, 16—36, 17—16, 18—06,

19—36, 20 - 1б, 21—16, 22—56, 23—36, 24—16, 25—16, 26—06, 27—36, 28—56, 29—16, З0—Об.

            Оптимальное количество баллов — 44, минимальное — 3. Чем больше баллов Вы получили, тем больше оснований думать, что Ваши отношения с собственным ребенком благополучны. Если же сумма баллов меньше 15, Вы должны основательно пересмотреть свою воспитательную позицию и лучше приглядеться к себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 09.02.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»